Есть вопросы? Звоните:

+7(343) 371-03-00

Добро пожаловать:

СЕМЕЙНЫЕ
ПРОГРАММЫ
АФИША
КАМЕРНОГО ТЕАТРА
ЗАПИСЬ
НА ЭКСКУРСИИ
ЖУРНАЛ
"ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВАРТАЛ"
УСЛУГА
ЭЛЕКТРОННЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ

Адрес

620075, Свердловская обл, г. Екатеринбург, ул. Пролетарская, 18

Телефон

(343) 370-35-51

Факс

(343) 371-46-52

E-mail

Отдел развития

тел.: (343) 370-71-50
e-mail: marketing.ompu@ompural.ru

Пресса об объединении

Не бросайте в меня перчатку (Областная газета №109, 06.04.2010)

(Оригинал статьи в газете "Областная газета" №109, 06.04.2010) 

- А ты помнишь то время, когда Арбат был проезжим? Когда по нему ходили не только люди, но и машины, и даже троллейбусы?

- Нет, да когда это было?

- А вот когда. Когда рассказывали «Сказки старого Арбата»...

Премьера спектакля «Сказки старого Арбата» в Камерном театре Екатеринбургского объединенного музея писателей Урала состоялась еще летом, но до сих пор обсуждается. После просмотра зрители кричат «Браво!» и выражают восхищение игрой актеров. Другая часть публики (в основном критики) говорит снисходительно «как традиционно» и пожимает плечами. «Сказки» заострили не стихающий спор за место под театральным солнцем между постановками новаторскими и спектаклями спокойными, без явных экспериментов. На мой взгляд, места - и зрителя - всем хватит. Был бы продукт качественным, а покупатель на него найдется.

Первая составляющая любого спектакля - драматургия. За основу взято произведение, которое на глазах театралов превращалось из современной пьесы в классическую. Оно проверялось временем: вопросы, которые поднимались Алексеем Арбузовым почти полвека назад, в знаменитые 60-е, остались острыми и сегодня. С ходом лет пьеса не скукожилась, произошло обратное - приращение смыслов. У Арбузова основной контр-линией является возрастная дистанция, чувствования человека после 60 и его попытка говорить на равных с молодыми (один из архетипических мировых сюжетов «отцы и дети»). В спектакле же появляется еще одна поколенческая дистанция: нынешний зритель смотрит на сцену глазами человека XXI века и убеждается: главное осталось прежним, хоть и превратился Арбат в пешеходную зону.

Вторая составляющая спектакля - режиссура. Евгений Ланцов, главный режиссер Камерного театра, и раньше заявлял свою позицию как уважение к драматургу, с одной стороны, и к зрителю, с другой. «Автор всегда прав, режиссер - лишь интерпретатор». Новая постановка выдержана на стыке этих интересов. На мой взгляд, ее плюсом стало отсутствие заигрывания с публикой, чем грешат современные постановщики, непременно считая, что публику просто необходимо повеселить или поразить неожиданностями. Режиссерскую манеру Ланцова в «Сказках старого Арбата» можно назвать ненавязчивой. Она почти незаметна, и в то же время чувствуется, что спектакль тонко и точно простроен.

Третье - сценография. Сцена Камерного театра исходно очень благоприятна: небольшая, но емкая, с возможностями расширения пространства. На сей раз благодаря творческим усилиям Владимира Кравцева, признанного на уровне Российской федерации театрального художника (обладатель «Золотой маски»), воссоздана обстановка старой художнической квартиры, из которой, впрочем, легко совершить прогулку по Москве.

Четвертое - актерский состав. В главной роли кукольника Балясникова - народный артист России Валентин Воронин. Его называют «самый значительный голос екатеринбургской драматической сцены». Удивительно, но только тембром голоса артист переводит ситуацию с чисто бытовой на другие уровни: театральности (дополнительная черта к характеристике героя), обобщенности (подобный голос не может говорить о мелочах жизни), лиричности (именно о пьесах Арбузова было сказано, что они политику заменяют лирикой). Но яркий голос - не единственное достоинство артиста. Валентин Воронин здесь играет в традиционной манере. Зритель в соседнем кресле задает риторический вопрос своей спутнице: «Где еще сегодня можно увидеть такую профессиональную игру? Не в сериалах же!» Вспоминается чеховская фраза о том, как нужно ставить спектакли: сидят люди спокойно, пьют чай, а в это время вершатся их судьбы. Валентин Воронин, не говоря о чувствах впрямую, передает их рождение и движение. Мы видим, как меняется человек. Видим, возможно, даже больше, чем хотели показать артист и режиссер. Например, то, что до влюбленности герой был менее линейным. Любовь чувство замечательное, но она как бы «выпрямляет», ограничивает человека, концентрирует на одном, в то время как в состоянии поиска либо гармонии он бывает разнообразнее и, обижу чувствопоклонников, сложнее, интереснее. Вот это «выпрямление чувством» очень ясно было показано артистом.

Замечателен дуэт Воронина с Александром Викулиным. Хороши и другие исполнители, особенно Юлия Родионова в главной женской роли.

Пятое составляющее спектакля - атмосфера. Она является результатом всех предыдущих слагаемых. Большое достижение этого спектакля - создание особой атмосферы, которая поддерживается на всем (почти) протяжении. Здесь не орут, редко повышают голос, не гремят страстями. Ведь чтобы хорошо слышать, нужен не крик, а тишина. Но приходится учитывать, что нюансный спектакль, где многое завязано на конкретном настроении актеров, может быть разным в разные дни.

 Закончу рассказ о спектакле «Сказки старого Арбата» еще одним впечатлением зрителя из соседнего кресла. «Почему я в театре должен всегда «ловить перчатку» режиссера, брошенную в меня как вызов? Я хочу - не всегда, но иногда - просто услышать хорошую историю в хорошем исполнении».

Марина Романова.


Смотрите так же:

  Copyright © 2015 Объединенный музей писателей Урала