Пути-дороги Максима Максимова
Музей Ф.М. Решетникова
В основном своем предназначении музей Ф. М. Решетникова передает жизнь и творчество уральского писателя, вводит в культурно-исторический контекст XIX века, в частности, раскрывает мир русского быта и почтовой службы. В последнее время функции музейного пространства расширяются, и в одном из своих "ликов" оно оказывается аналогом той художественной реальности литературного произведения, которую некогда создавал наш уральский писатель. Совсем недавно в музее появился урок-игра по рассказу Ф. М. Решетникова "Макся", в нем гости отправляются в путешествие по стопам главного героя - Максима Максимова, при этом каждый этап музейного мира так или иначе отражает версты нравственных преодолений героя.
Урок рассчитан на старшеклассников, однако доступен и для школьников среднего звена. Творчество Ф. М. Решетникова вписывается в литературную пору 1860-х гг., отражает повествовательные стратегии писателей-беллетристов, в своих произведениях передающих сознание героев из разночинской среды (см. А. И. Левитов, В. А. Слепцов, Н. Г. Помяловский и др.) [1]. Как пишет Ю. В. Проскурина, "беллетристы в большинстве своем "принадлежали к тем, кто испытал темное горе", и приемы, которые они использовали в художественных произведениях, были" призваны подтвердить близость писателей к своим героям".
Мы приводим фрагмент урока по рассказу Ф. М. Решетникова "Макся" - "Пути-дороги Максима Максимова". Создавая данное учебно-образовательное мероприятие, мы ставили перед собой следующие цели и задачи:
- Напомнить некоторые факты из истории художественной литературы второй половины XIX века и вписать в этот период творчество Ф. М. Решетникова.
- Познакомить учащихся с новым для них произведением - рассказом "Макся". На примере главного героя рассказать о судьбе "маленького", "забытого" человека, показать, как на поприще почтовика реализуется этот характерный для русской классики тип персонажа.
- Обозначить роль почтового дела в жизни и творчестве Ф. М. Решетникова, а также очертить исторические контуры этого важного для всего мира источника коммуникации.
В ходе урока мы используем:
- Текст рассказа "Макся".
- Фрагменты экспозиции музея.
- Иллюстрации по истории почты.
- Костюмы, точнее, некоторые детали костюмов, воспроизводящие колорит XIX века.
Ход урока:
- Литературный экскурс (в течение 5 мин.).
- Практическая часть (55 минут). Школьники вместе с ведущим обходят все помещения музея и, оказываясь в роли персонажей рассказа "Макся", читают монологи, проигрывают диалоги. Ведущий выбирает перед каждым эпизодом "актеров", подчеркивает особо важные моменты, связанные с филологическим, историко-автобиографическим и культурным контекстом. В конце урока выбирается лучший актер.
В начале урока школьники оказываются в большом зале музея. Ведущий дает теоретическую основу, вводит в литературный мир прошлого: "Середина XIX века характеризуется развитием традиций натуральной школы. Это время Чернышеского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина и, конечно, Решетникова. В жанровом плане доминирует малая форма, в частности, рассказ очеркового типа, в котором акцент ставится на подробных описаниях. Что касается персонажей, то главный герой, как правило, "обыкновенный человек" из низов: дворник, юродивый, крестьянин, рабочий, бурлак, почтальон. В сравнении с 1840-и гг., проза 1860-х гг. строится иначе. Героя в художественном пространстве текста теперь формирует не только внешняя среда. Он сам начинает осмыслять мир, при этом опирается на текущие исторические события - реформаторские веяния эпохи. Среди типов возникают индивидуальности, необычные люди, и ярким тому подтверждением служит герой из романа Чернышевского "Что делать?" - Рахметов. Одним из писателей, ломающих стереотипы, сложившиеся в литературе 1840-х гг., является Решетников.
Самым известным произведением уральского писателя является повесть "Подлиповцы ", однако многие его творения заслуживают внимания. Среди них, безусловно, рассказ "Макся ". В нем описывается жизнь человека, который, будучи, по определению Решетникова, "забытым ", все-таки стремится изменить свое существование ".
Игровая часть урока начинается с мемориальной комнаты, которая воссоздает атмосферу "гостиничного номера" разъездного почтальона XIX века: старинные часы, красный угол с иконой Николая Чудотворца (покровителя путников в дороге), чайный стол, деревянная кровать, поддужный колокольчик...
Ведущий кратко рассказывает биографию Макси: родился в семье дьячка, учился в бурсе, работал звонарем, а затем оказался почтальоном... Учащимся предлагается пройти жизненный путь Макси с самого начала, с рождения героя. Школьники разыгрывают сцену, в которой участвуют отец и мать персонажа. Роль повествователя выполняет кто-то из учащихся.
- Слышь, жена: если ты родишь парня - беда тебе! - кричал он (отец) на свою жену.
- Отчего бы так?
- А оттого что не хочу парня.
- Кого тебе родить-то: кобылу, что ли? (муж, жена, автор).
Комментарии даются в зависимости от подготовленности аудитории к восприятию художественного произведения:
Биографический. Решетников так и не смог узнать, понять своего отца. Тот, будучи в незавидном по тем временам положении разъездного почтальона, пил и не мог воспитывать сына. В результате Федор Решетников рос под присмотром своих дяди и тети.
Концептуальный. Тема отцов и детей, одна из важных в творчестве Решетникова, решается писателем в двух основных аспектах: как кровная связь и как проблема надличностных, религиозных отношений. В религиозном контексте "отец ", как правило, обладает отрицательными характеристиками: дьячок из повести Решетникова "Подлиповцы" пьет, берет взятки дьячок из рассказа "Макся" - завсегдатай кабака. В том случае, когда значение "духовного отца" расширяется и актуализируется тема кровных, родственных уз, образ становится более глубоким, трактуется неоднозначно: Никола Знаменский, описываемый с точки зрения своего сына, вызывает у читателя уважение, в финале говорится: "Не бывать уж такому доброму попу" - как Никола Знаменский.
Интертекстуальный. В романе "Свой хлеб" герои Решетникова обсуждают роман И. С. Тургенева "Отцы и дети ". В одной из глав, которая называется "Отец и дочь ", они спорят о том, прав ли был Базаров (заметим, что и в романе "Глумовы" есть глава, которая называется "Отец и дочь "). Отец в романе "Свой хлеб" настроен против Базарова, говорит, что высек бы его, а дочь придерживается в корне противоположной точки зрения. При всем своем невысоком социальном уровне дети в произведениях Решетникова прогрессивнее отцов, стремятся покинуть свой дом и отправиться завоевывать мир, добывать "свой хлеб" (не случайно один из романов так и называется "Свой хлеб "). Они рефлектируют, проходят испытания работой, бытом, любовью, однако в финале им редко удается найти лучшую жизнь: писатель или не продолжает сюжет, обрывает его в месте новой завязки ("Подлиповцы "), или оговаривает возможность продолжения их пути, но уже за границами повествования ("Свой хлеб ", "Макся").
Кроме диалога, в мемориальной комнате читается монолог. Это речь повествователя, которая переносит "читателя" в тот период жизни Макси, когда он уже становится почтальоном. Кто-то из участников урока, становясь у большого стенного зеркала, обводя рукой комнату, рассказывает: "Холостые почтальоны живут отдельно в комнате и кухне, а едят у семейных почтальонов. В этой холостой поселился и Макся и стал на хлебы к семейному почтальону по двадцать копеек в сутки ".
Комментарий биографический. Писатель на себе испытал, что значит жить в почтовой среде. Его отец и дядя были почтальонами, поэтому иерархия, свойственная в житии сих "скромных служащих ", ему была известна.
Комментарий к организации повествования. Быту, "домоустройству" Решетников уделяет большое внимание. Как писатель "социологического направления" он создает героев, исходя из тех принципов, которые современная исследовательница Ю. Проскурина "расшифровывает" следующим образом: "...апология факта, бытовизм, взгляд на человека как на продукт определенной популяции (социальной, национальной, биологической) ".
Из мемориальной комнаты школьники выходят в прихожую. Здесь висит форма почтовых служащих (шинели, треуголка), лежат дорожные чемоданы. Автор-повествователь, указывая на мундир, говорит: "Все деньги, какие водились у Макси, он пропивал. Вся его одежда, заведенная по началу его служения в почте, оборвалась, а новую шить было не на что ".
Комментарий биографический: мотив пропавшей, пропитой жизни идет из судьбы самого писателя, сначала он связан с его отцом, а потом и с ним самим.
Комментарий к образной системе. Описывая внешний облик своих "бедных людей ", Решетников отмечает прорехи, недостатки в их одежде. Ставшая определенным символом шинель Акакия Акакиевича ("Шинель") в произведениях Решетникова появляется в новых "формах", однако не лишается своей символичности - все так же носится на плечах героев низкого социального статуса, достаточно болезненно переживающих свое положение.
Школьники продолжают свое путешествие по музею, продолжают познавать и расшифровывать "художественную реальность" рассказа "Макся". Гости оказываются в конюшне, каретнике, заглядывают в ямщицкую, в которой когда-то могли обедать ямщики, отправлявшиеся в дорогу с Максей.
В финале урока ведущий делает выводы. Тезисно их можно представить так:
- Максим Максимов воплощает тип маленького человека ("Станционный смотритель" Пушкина, "Шинель" Гоголя").
- Пути-дороги почтальона XIX века с исторической точки зрения...
- Решетников - писатель, чье творчество относится к эпохе реформ 1860-х гг..
Урок "Пути-дороги Максима Максимова" проводился не раз, причем довольно удачно. Аудитория была различная: от среднего школьного звена до студентов. "Актеры" играли в костюмах, кто оказался почтальоном, кто - ямщиком... В финале урока, обсуждая основные вопросы по содержанию рассказа, школьники дискутировали, то переходили на точку зрения Макси, жалели его, то выступали в роли оппонентов. Так художественная реальность рассказа Ф. М. Решетникова ожила спустя более ста лет в пространстве литературного музея.
Почтальон

