Есть вопросы? Звоните:

+7(343) 371-03-00

Добро пожаловать:

СЕМЕЙНЫЕ
ПРОГРАММЫ
АФИША
КАМЕРНОГО ТЕАТРА
ЗАПИСЬ
НА ЭКСКУРСИИ
ЖУРНАЛ
"ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВАРТАЛ"
УСЛУГА
ЭЛЕКТРОННЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ

Адрес

620075, Свердловская обл, г. Екатеринбург, ул. Пролетарская, 18

Телефон

(343) 370-35-51

Факс

(343) 371-46-52

E-mail

Отдел маркетинга

тел.: (343) 371-03-00
e-mail: marketing.ompu@ompural.ru

Научно-методическая работа

С 07 по 08 октября 2008 года "Литература Урала: история и современность"

ЛОКАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ УРАЛА

7 - 8 октября 2008 года состоялась Четвертая Всероссийская научная конференция «Литература Урала: Локальные тексты и типы региональных нарративов». Как и всегда, соорганизаторами конференции выступили Институт истории и археологии УрО РАН, Уральский государственный университет им. А. М. Горького, Управление культуры Администрации г. Екатеринбурга и Объединенный музей писателей Урала. Научные встречи подобного рода уже имеют стойкую, хотя, возможно, не очень широкую популярность в среде гуманитариев региона, у них сложился свой круг участников, который определяется не только географией, но и личными интересами гостей и хозяев. Это изучение литературы края с разных сторон и разных точек зрения, стремление к междисциплинарному синтезу, настойчивые и уже увенчавшиеся успехом попытки перевести региональные исследования с уровня краеведения на уровень собственно науки. Сегодняшняя тема конференции определялась потребностью еще раз очертить литературно-географический контур региона и обсудить возможность применения к региональной, зачастую не очень высокой по своим художественным достоинствам литературе современных методов исследования: семиотических (отсюда тема «локальных текстов») и нарративных, что, естественно, не исключало возможности для любого участника конференции демонстрировать тот подход, ту практику исследования, которая представляется ему наиболее адекватной по отношению к изучаемому материалу. 

Закономерно, что конференция по литературе Урала каждый год проходит в зданиях Объединенного музея писателей Урала. Вдобавок, они так уютны и комфортны, что любое общение в их стенах бывает и продуктивным, и приятным для собеседников. Однако в этот раз пленарное заседание пришлось проводить в здании Уральского гос. университета - пожелаем Камерному театру скорейшего и успешного ремонта.

Первый день конференции заняли сразу два пленарных заседания, посвященные постановке методологических вопросов. В приветствии конференции директор Института истории и археологии УрО РАН академик В. В. Алексеев еще раз обозначил проблемные точки работы ученых региона над академической «Историей литературы Урала» и даже не актуальность, а остроту и сверхзначимость этого труда: уходит поколение, знавшее эту историю досконально, подчас в личном опыте, нужно успевать запечатлеть их знания, использовать этот опыт сейчас, вводя в книги, публикуя воспоминания, привлекая молодых исследователей. Ученый подчеркнул важность объединения научных интересов исследователей разных регионов «Большого Урала» - удмуртов, башкир, татар, коми, русских разных вузов и академических институтов, включая близкое Уральскому отделению Сибирское отделение РАН. Наука не знает границ, но она изучает и «размечает» их, в том числе границы территории, пусть виртуальные, - этому и были посвящены многие доклады первого дня.

Ректор Екатеринбургской Академии современного искусства, д. филос. н. С. Л. Кропотов, частый гость конференций, представил доклад на тему «Локальный текст как символическая рестуризация депрессивной территории (О. Памук, А. Иванов)». Художественные произведения турецкого писателя Орхана Памука и пермяка Алексея Иванова роднит общность в позиции субъектов: исходная депрессивность ощущения родины и установка на преодоление комплекса печали и безысходности. Пути этого преодоления героями произведений оказываются принципиально разными: индивидуальная творческая сублимация у Памука - и интериоризация древнего мессианизма Перми у Иванова, т. е. усвоение и дальнейшая трансляция групповых идеалов края в целях возмещения его «символических капиталов».

Логика данного выступления, совмещающего философский подход с филологической интерпретацией текста, была продолжена и доведена до высочайшего градуса рефлексии в докладе зав. сект. Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева (г. Москва), д. геогр. н. Д. Н. Замятина «Локальные мифы: модерн и географическое воображение». Он выступил с позиций культурной (гуманитарной) географии - науки, приобретшей необычайную популярность в последние годы и отчасти родственной регионалистике. Объектом ее исследования являются пространственные представления и образы, локальные мифы, региональные и территориальные идентичности любое место предстает мифологическим событием, требующим своего нарратива, нуждающимся в скрипторе - ими зачастую и становятся ныне не только писатели и поэты (а они традиционно выполняли эту роль), но и ученые.

«Поиски Юрятина» зав. каф. журналистики Пермского гос. университета, д. филол. н. В. В. Абашева наглядно продемонстрировали, как формируется локальный миф в творчестве крупного художника, как его художественная топика начинает влиять на место, ставшее источником вымышленной географии. Читатели Пастернака, никогда не видавшие Перми, представляют ее по образу и подобию Юрятина, а уж Юрятин, в свою очередь, заново моделирует реальное пространство города. В докладе доц. Пермского гос. пед. ун-та, д. филол. н. Г. М. Ребель рассматривалось развитие локальных мифов Урала в творчестве известного ныне писателя А. Иванова: в более ранних произведениях, а также в «Уральской матрице» Иванова (один из последних текстов, созданных им) Урал представлен как зона преображения, тогда как его поздние романы выдают «инфляцию символического капитала Перми» что будет написано и смоделировано Ивановым далее - покажет время.ед.ского гос.в свою очередь, заново формует реальное прст ого художника, как его художественная топография начинает влиять на

В русле традиционной, но не становящейся от этого менее интересной и важной филологии, исследующей классические тексты, был сделан доклад директором Института филологии СО РАН, чл.-кор. Е. К. Ромодановской. Она не первый раз приезжает в Екатеринбург на конференцию, и каждый раз ее приезд сопровождается блестящим выступлением, раскрывающим перед слушателями пути взаимодействия древней и новой литератур, русской и иноязычной словесности. На сей раз речь шла о роли переводных сборников повестей в русской литературе XVII-XVIII вв., главным образом о текстах Римских деяний, Фацетий и Великого зерцала, без изучения которых нельзя понять истоки развития отечественной словесности.

Сюжет культурного освоения Урала на протяжении его истории развил в своем выступлении зав. каф. фольклора и древних литератур Уральского гос. ун-та, д. филол. н. В. В. Блажес. Топонимика и фольклор - вот что в первую очередь позволяет нам судить о степени проникновения культуры русских переселенцев и их контактах с местными племенами на Урале через литературу и язык шло духовное освоение территории, ее обживание. О том, как развивались древние жанры башкирской словесности - шежере (родословия), рассказал коллега и давний друг екатеринбургских филологов, зав. сект. Института истории, языка и литературы Башкирского научного центра РАН, канд. филол. н. М. Х. Надергулов. В свою очередь, проф. Красноярского гос. ун-та, д. филол. н. К. В. Анисимов, также не первый раз приезжающий на конференцию по литературе Урала, сосредоточил свое внимание на сопоставлении творческой деятельности двух влиятельных сибирских писателей прошлого - П. Словцова и Г. Спасского. Именно Словцову удалось стать просветителем края и тем подняться над провинциализмом, естественным в условиях удаленного от центра Тобольска, хотя Г. Спасский, составивший одно из первых описание Сибири, был более известен в столичных кругах. В целом же, полемика вокруг Сибири и ее истории, затронувшая обоих авторов, явилась важным звеном в формировании геокультурной концепции края. Еще одному писателю и культурному деятелю Урала - знаменитому поэту-футуристу начала ХХ века Вас. Каменскому был посвящен доклад не менее известного московского стиховеда, проф. Российского гос. Гуманитарного ун-та (г. Москва), д. филол. н. Ю. Б. Орлицкого «Свободный стих Каменского в контексте верлибра русского футуризма».

На заседаниях секций, которые состоялись на второй день и уже - в любимом участниками конференции Литературном квартале, шел разговор о конкретных творческих индивидуальностях региона, о созданных ими не только локальных, но и других текстах и метатекстах. В секции «Локальные тексты в культуре, типология и топология» основным предметом докладов и дискуссий были именно сверхтекстовые пространства, выделяемые в пределах Урала и граничащих с ним территорий. Целый ряд докладов был связан с творчеством нашего классика Д. Н. Мамина-Сибиряка, а также менее известных широкому читателю Е. Гадмер, Н. Чукмалдина и др. Московский исследователь Д. М. Давыдов осуществил крайне любопытный анализ нижнетагильской поэтической школы «как мифа и как явления» сибирский интертекст звучал в поэзии А. Башлачева в исполнении гостя из Ишима Г. В. Сильченко обзор уральской драматургии произвела тюменская исследовательница Л. С. Кислова.

Секция «Традиция словесности на Урале» включала в себя доклады, касавшиеся самых разных тем литературы края с древности до начала XIX века: от мифологемы Небесного Лучника в башкирском эпосе «Урал-батыр» до «Антидота» Екатерины II и сюжетов о медведях, распространенных в Сибири.

Секция «Литературная жизнь Урала в контексте времени и культурного пространства» собралась в почти постоянном составе во главе с ее бессменным председателем, проф. Уральского гос. ун-та, д. филол. н. И. Е. Васильевым. Здесь развернулась полемика вокруг целого ряда литературных тем региона первой половины ХХ века, главным образом - вокруг поэзии «отвергнутых» и забытых поэтов, газетной литературы, творчества литераторов-«самоучек» (т. н. «постфольклор») и др. Некоторые сюжеты уральской поэзии прошлых веков были подкреплены блестящим анализом «невольничьих нарративов» африканца Элауда Эквиано, продемонстрированным гостьей из Челябинска, проф. Южноуральского гос. ун-та И. М. Удлер. Этот пример убеждает, насколько интересны и продуктивны могут быть сцепления, казалось бы, крайне удаленных друг от друга исследовательских сюжетов.

На секции «Репрезентация регионального и национального в структуре художественного произведения и текста» были заслушаны доклады гостей и постоянных участников конференций из Удмуртии и Коми, а также местных филологов, изучающих проблемы региональной и национальной идентичностей.

Последняя секция была посвящена «Нарративным стратегиям писателей Урала», там рассматривались повествовательные техники пермской и екатеринбургской прозы начала ХХ века, восстанавливаемой по газетным материалам, а также творческие стратегии Ф. Решетникова, Г. Белорецкого, В. Чекина, П. Заякина-Уральского и др.

Конференция удалась, это безусловно. Ее проведение для филологов Екатеринбурга и соседствующих областей стало делом постоянным, устойчивым и нужным. Немалую роль играет здесь поддержка со стороны Управления культуры администрации города, а в этом году - еще и со стороны фонда РГНФ «Урал».

ЕЛЕНА СОЗИНА


Смотрите так же:

  Copyright © 2015 Объединенный музей писателей Урала