Есть вопросы? Звоните:

+7(343) 371-03-00

Добро пожаловать:

СЕМЕЙНЫЕ
ПРОГРАММЫ
АФИША
КАМЕРНОГО ТЕАТРА
ЗАПИСЬ
НА ЭКСКУРСИИ
ЖУРНАЛ
"ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВАРТАЛ"
УСЛУГА
ЭЛЕКТРОННЫЙ МУНИЦИПАЛИТЕТ

Адрес

620075, Свердловская обл, г. Екатеринбург, ул. Пролетарская, 18

Телефон

(343) 370-35-51

Факс

(343) 371-46-52

E-mail

Отдел маркетинга

тел.: (343) 371-03-00
e-mail: marketing.ompu@ompural.ru

Научно-методическая работа

8–9 октября 2009 г. состоялась Пятая Всероссийская научная конференция, проходящая под общим заглавием «Литература Урала: история и современность».

8-9 октября 2009 г. на базе Института истории и археологии УрО РАН, Уральского государственного университета и Объединенного музея писателей Урала состоялась Пятая Всероссийская научная конференция, проходящая под общим заглавием «Литература Урала: история и современность». Тема нынешней конференции - «Национальные образы мира в региональной проекции». В тематике проводимых конференций существует своя логика: от самой первой и пробной, открывающей весь сегодняшний цикл, - к проблеме региональной и национальной идентичности в литературе региона, затем - к «автору как творческой индивидуальности» в региональной и национальной проекциях, и вот теперь едва не самое сложное - национальные образы мира. Понятие, четверть века назад предложенное Г. Гачевым, не устарело и сегодня, более того, оно оказывается крайне необходимым и актуальным при анализе литературного процесса и современной литературной ситуации Урала. Край издавна складывался как поистине «котел» различных национальных общностей, чьи культуры подчас тесно переплетались друг с другом, ассимилировались, и в то же время каждая стремилась сохранить себя, свое лицо и свой национальный, этнический образ мира. Неслучайно зав. каф. фольклора и древних литератур Уральского гос. университета В. В. Блажес определяет литературу Урала как «региональную межлитературную общность трех национальных блоков - славянского (русского), тюркского, финноугорского - в их содержательно-исторической и этнопоэтической динамике». Из этого положения исходят и авторы готовящегося академического издания «Истории литературы Урала», первый том которой уже «на подходе», уже вот-вот пойдет в печать. Поэтому и постоянными дорогими гостями конференции являются ученые из национальных краев и областей: Удмуртии, Коми, Башкирии. Хотя не менее важными для проблематики конференции были доклады о литературе хантов, манси и других северных народов Урало-Сибирского региона, о татарской составляющей в региональной картине мира, о русских параллелях к инонациональным образам как в древней, так и в современной литературе края. Уже подводя итоги конференции, многие гости отмечали рабочий характер встречи, а также то немаловажное обстоятельство, что за пять лет все они «сплотились», узнали друг друга и в чем-то переменились - стали иначе относиться и к себе¸ и к своим соседям, и к большому региональному сообществу, из интересов которого исходят организаторы, ежегодно готовя и проводя конференции.

На пленарном заседании прозвучали доклады, посвященные разным национальным литературам региона в контексте их социальных и культурных взаимосвязей. В. В. Блажес рассказал о завершении работы над первым томом «Истории литературы Урала», а затем о тюркских истоках литературы региона. Башкирскую литературу следует признать самой древней в составе национальных традиций словесности Урала, поскольку она ведет свое начало с X-XI вв. - с общетюрской духовной традиции. Башкиры как чрезвычайно пассионарный народ были описаны еще арабским путешественником и дипломатом Ибн Фадланом, в Х в. совершившим поездку в Волжскую Булгарию. Иными словами, литература Урала, по мнению ученого, формировалась в зоне тюрко-арабо-персидского взаимодействия и во время перехода башкирских племен от язычества к исламу, в период образования башкирского этноса вместе с его устной и письменной словесностью. Это придает культурной традиции Урала своего рода уникальность на фоне других провинциальных литератур, ибо хотя русский этнос выступал здесь в качестве пришельца, но его культура, в том числе книжная, развивалась на весьма «удобренной» почве, даже если она не столько «притягивалась», сколько «отталкивалась» от тюркской традиции. Содержательно тему, начатую В. В. Блажесом, продолжил и развил коллега из Уфы, зав. сект. Института истории, языка и литературы Башкирского научного центра РАН М. Х. Надергулов. Его доклад был посвящен «Истории всемирной и региональной в башкирских тарихнаме». Тарихнаме - историческая запись или сочинение, нагляднее всего демонстрирующее связь башкир с древнеперсидской мифологией и литературой. Мы живем на одной земле - древней земле Урала, но не знаем друг друга, - сказал проф. М. Х. Надергулов, - поэтому то обстоятельство, что екатеринбургские филологи собирают нас всех вместе, очень важно и нужно, ведь так складывается единое постсоветское пространство культуры России, раздробленное за последние годы и десятилетия.

Доклады зав. сект. истории литературы Института истории и археологии УрО РАН, проф. Е. К. Созиной и ведущего научного сотрудника Института языка, истории и литературы Коми научного центра УрО РАН (г. Сыктывкар) П. Ф. Лимерова оказались посвящены национальному образу мира коми в русской литературной традиции и творчеству первого коми поэта И. А. Куратова. Е. К. Созина показала, насколько тесно в русском литературном сознании переплетались образы зырян и собственно русских, а с другой стороны, как постепенно и не без преодоления стереотипа восприятия «чужого» складывалась в отечественной литературной традиции XIX в. мифопоэтика зырянского мира. П. Ф. Лимеров дал возможность аудитории услышать слово поэта, явившегося основоположником национальной поэзии коми рассказал о сложности мироощущения И. Куратова, жившего в тот достаточно драматичный период истории народа, когда зыряне утрачивали свою замкнутость и традиционный образ жизни, т. е. когда процессы их ассимиляции с русским населением становились уже практически необратимыми.

Последний докладчик пленарного заседания, ректор Екатеринбургской Академии современного искусства С. Л. Кропотов в докладе «Грезы по Великой Византии на Среднем Урале: как устроена Русская Голгофа» обнажил процесс политического презентирования региона в художественных проектах, получивших популярность за последние годы в Екатеринбурге. Очевидно, что Екатеринбург претендует на новое символическое пространство, пытаясь «переписать» себя по образцу сакральных центров мировой цивилизации.

Секционные заседания выстраивались вокруг ряда центральных проблем, поставленных участниками конференции. Первая секция - «Национальные истоки фольклора и литературы региона» - позволила осуществиться диалогу носителей разных национальных миров. Как показала Т. Г. Владыкина (Ижевск), этническая культура удмуртов выражается в трехслойной картине мира, причем немалую роль в ее структурировании играет антропологический фактор - участие человека. Агиографическая традиция Урала была освящена в докладах Л. С. Соболевой, П. И. Мангилева, Е. А. Полетаевой (Екатеринбург). О параллелях в башкирских мифологических нарративах к открытиям ученого-ориенталиста XIX в. П. И. Рычкова рассказал гость из Уфы Р. А. Шаяхметов, об отражении исламской картины мира в тюркской печати Урала - Р. Л. Исхаков (Екатеринбург).

Секция «Развитие национальных литератур Урала в общероссийском историко-культурном контексте» работала главным образом на материале русской литературы. Здесь прозвучали доклады о региональных страницах в поэзии Г. Державина (Д. В. Ларкович, Сургут), И. Бахтина (О В. Зырянов, Екатеринбург), В. Даля и Н. Вагнера (А. Прокофьева и Т. Е. Беньковская, Оренбург). Екатеринбургские филологи - Л Н. Житкова, Н. В. Пращерук, Т. Я. Каменецкая - раскрыли различные аспекты бытования национальной литературы в регионе и в масштабах всей России.

На заседаниях секции «Региональное и национальное в литературной жизни региона» оказались актуальны вопросы, связанные с рецепцией национальных образов мира иными культурами, с проблемой перевода произведений литературы на другие языки и, в целом, с проблемой понимания чужого слова и чужого образа. Именно об этом в теоретическом плане, но с массой примеров из различных культур, говорили В. П. Лукьянин (Екатеринбург) и В. А. Лимерова (Сыктывкар). Раскрытие национальной проблематики в региональной печати стало темой докладов гостей из Тюмени - Н. Н. Горбачевой и Н. А. Рогачевой, из Перми - Е. Г. Власовой коми поэзия в осмыслении русскоязычных филологов прозвучала из уст екатеринбуржцев И. Е. Васильева и Т. А. Снигиревой, о проблемах становления и современного развития своей литературы рассуждали В. М. Ванюшев и Т. И. Зайцева (Ижевск), Т. Л. Кузнецова (Сыктывкар). Национальное начало в восприятии русского человека - не столько как носителя другой культуры, сколько как преломляющей и вбирающей чужое «призмы» - стало объектом анализа в докладах О. С. Прокофьевой (Нягань), А. С. Подлесных (Пермь), В. Б. Королевой и А. В. Кубасова (Екатеринбург).

Секция «Образ места и человека в фольклоре и литературе региона» обсуждала проблемы национальной и региональной проекции проблем геокультурологии и геопоэтики. Здесь об уральских впечатлениях В. И. Немировича-Данченко, проехавшего по Уралу в конце XIX в., говорил известный пермский ученый В. В. Абашев прагматика уральских текстов была явлена в докладе историка Е. Г. Неклюдова (Екатеринбург). Затрагивалось также творчество Д. Мамина-Сибиряка (Г. Л. Девятайкина, Н. А. Кунгурцева), мифология различных культовых мест Екатеринбурга и области (Е. Ю. Козьмина, А. М. Меньщикова), проблемы уральской печати (Ю. В. Клочкова) и рекламы (Е. Г. Соболева, Е. Ю. Дуреко), уральской мифологии в современной литературе (И. Н. Иванова, Ставрополь) и др.

На секции «Специфика художественности и национальные образы мира» разговор шел главным образом о современной литературе. Художественные миры В. Астафьева (В. А. Зубков, Пермь А. И. Разувалова, Красноярск), О. Богаева (Л. С. Кислова, Тюмень О. Ю. Багдасарян, Екатеринбург), удмуртского драматурга Е. Загребина (М. В. Ившина, Ижевск), и вновь - актуализировавшаяся в последние годы мифогенность Урала (М. П. Абашева, Пермь Н. В. Барковская, Екатеринбург А. Н. Садриева и А. В. Миронов, Н. Тагил), рядом с которой столь, казалось бы, приземленно, но и не менее современно слушались доклады и сообщения о литературной жизни Урала 1930-х гг. (Н. С. Журавлева, Челябинск Ю. С. Подлубнова и П. Д. Достовалова, Екатеринбург), Во время заседаний конференции успела наметить свои дальнейшие планы творческая группа, разрабатывающая проект «Пути развития пермских литератур в общероссийском историко-культурном контексте XVIII - начала ХХ в.».

На заключительном пленарном заседании выступили чл.-кор. РАН А. В. Головнёв - с темой «Урал: антропология движения», В. Л. Шибанов из Ижевска - об этнофутуризме в развитии национальных литератур Урала, гость из Новосибирска В. В. Мароши - с темой «Локус Каракорума и монгольский миф русской литературы». Таким образом, топография народов Евразии с захватом западного склона Уральского хребта получила в докладах участников конференции достаточно полное освещение, причем не только с литературной стороны, но и исторической, культурологической, социологической. Содержание докладов, прозвучавших на конференции, получит отражение в сборнике статей и материалов, который по традиции публикуется по ее итогам.

ЕЛЕНА СОЗИНА


Смотрите так же:

  Copyright © 2015 Объединенный музей писателей Урала